ВРЕМЯ МАССОВОГО ТЕХОСМОТРА
http://ab-daily.by/index.php?act=number&sub_act=see_note¬e_id=317Очереди в ноябре, а особенно в декабре, из желающих пройти техосмотр возникают из года в год. Несмотря на увещевания, что на техосмотр лучше приезжать в феврале-марте или июле-августе-сентябре, когда на диагностических станциях нет потока транспорта, многие автолюбители по старинке тянут с техосмотром до последнего.
Этот год - не исключение. Ситуация такая, что даже заняв на некоторых ДС очередь с раннего утра, не всем удается попасть на техосмотр в тот же день. Как отметил в беседе с корреспондентом "АБw" начальник производственно-технического отдела УП "Белтехосмотр" Министерства транспорта и коммуникаций РБ Александр КАЛИТА: "На сегодня в Минске насчитывается 23 диагностические станции (на любой из них можно пройти техосмотр), и все они загружены неравномерно. Поэтому совет такой: если на станции большая очередь, лучше проехать лишние пару километров на соседнюю, чем простоять без толку целый день. Тем более что на каждой из них на информационном щите есть адреса ближайших станций".
Впрочем, некоторые станции сами подстраиваются под возникший ажиотаж: удлиняют время работы и даже работают в воскресенье (станций, которые работают в воскресенье, в Минске четыре: ОАО "Легавтотранс", ОДО "Мобилплюс", ООО "Автосервис и торговля" и ТД "Ждановичи").
В "Белтехосмотре" отметили, что сегодня в республике не осталось ни одного пункта техконтроля. Все они переоборудованы в диагностические станции, а значит, по заверению Александра Калиты, располагают современным оборудованием и соответствуют ряду жестких требований. "Когда в 2003 году зарождалась нынешняя система техосмотра, - отмечает специалист "Белтехосмотра", - Минтрансом выдавались разрешения на его проведение организациям, которые имели необходимый перечень оборудования, чтобы удовлетворить потребность населения в данной услуге. Сначала, к примеру, тормозная система проверялась прибором "Эффект", то есть дорожным методом. В снег, дождь качественно провести проверку было невозможно. Поэтому Минтрансом в мае 2005 года было принято решение о постепенной замене в 2005-2006 годах пунктов техконтроля на современные диагностические станции. И это выполнено. И для клиентов лучше. Если раньше были тупиковые посты, заезжать-выезжать автовладельцам было неудобно, то сегодня все станции - проездного типа. Вообще за последние три года сеть диагностических станций в республике развилась до 167-и. В настоящее время в связи с малым количеством зарегистрированного транспорта и экономической нецелесообразностью строительства стационарных станций 48 районов республики обслуживают 23 мобильные диагностические станции по утвержденным Минтрансом и согласованным с облисполкомами графикам".
В "Белтехосмотре" также сообщили, что ГАИ в следующем году намерена усилить контроль за соблюдением автолюбителями сроков прохождения техосмотра в соответствии с постановлением Совета Министров N32 от 12 января 2006 года. "Допустим, прошел автолюбитель техосмотр в январе прошлого года и тянет с очередным техосмотром вплоть до 2007 года. А скоро будет контроль, чтобы он прошел ТО именно в январе. Сделано это и для того, чтобы исключить ажиотаж с техосмотром в ноябре-декабре, чтобы станции равномерно загружались в течение года".
Что касается тарифов на техосмотр, то они не менялись с июля 2005 года. ТО легкового автомобиля с бензиновым двигателем обойдется в 19.500 рублей, автомобиля, работающего на дизельном или газовом топливе - 20.700 рублей. Плата за выдачу разрешения на участие в дорожном движении (наклейка на лобовое стекло) составляет 0,1 базовой величины (3100 рублей).
На форуме сайта УП "Белтехосмотр" (
http://gto.by) можно задать вопрос по техосмотру специалистам предприятия и здесь же получить ответ. С разрешения УП "Белтехосмотр" мы публикуем некоторые вопросы и ответы, размещенные на данном форуме, а также вопросы, поступившие от наших читателей.
Справка "АБw"
Сегодня в республике насчитывается 167 диагностических станций (за год их количество возросло на 10 процентов). За 10 месяцев этого года проведено 1 миллион 68 тысяч 786 проверок техсостояния транспорта (рост по сравнению с прошлым годом на 16 процентов).
- Вопрос по срокам техосмотра. Прошел ТО в 2005 году, наклейку на лобовое стекло мне не дали, сказали на очередной приезжать через 2 года. Но в 2006 году мой автомобиль стал 10-летним (а они, как известно, проходят ТО ежегодно). Когда мне проходить очередной ТО: в 2006-м или 2007-м году?
- Если техосмотр вы прошли в 2005-м году, то на тот момент сроки прохождения техосмотра регламентировало постановление Минтранса N39 (сейчас Постановление Совета Министров N32). В соответствии с данным документом следующий техосмотр вам предстоит в 2007 году.
- При техосмотре указали на тонировку указателей поворотов и задних фонарей. Отправили устранять недостаток.
В ГОСТе и Правилах ЕЭК ООН обнаружил, что яркость свечения регламентируется, и единица измерения - кандела. Так вот, никаких измерений работники "Белтехосмотра" не производили, а их заключение сделано на глаз. Как все же должны проверяться на диагностической линии указатели поворотов, габаритные огни и фары заднего хода?
- Согласно п.13 приложения 4 к Правилам дорожного движения цвет внешних световых приборов должен соответствовать конструкции транспортного средства. Если фонари вашего автомобиля соответствуют его конструкции, предусмотренной предприятием-изготовителем, и не видоизменялись в процессе эксплуатации путем нанесения пленок и покрытий на поверхность рассеивателей, то проблемы в прохождении гостехосмотра у вас возникнуть не должно.
Проведение измерений силы света световых приборов, за исключением фар дальнего, ближнего света и противотуманных, при гостехосмотре не предусмотрено.
- Автомобилю 15 лет. После кузовного ремонта тон окраски отремонтированных участков кузова спустя некоторое время стал незначительно отличаться от заводского, несмотря на то, что красили тем же номером краски. К тому же в трех-четырех местах самостоятельно производилась подкраска (их размеры приблизительно 20х20 мм). Насколько жесткие требования предъявляются на техосмотре в подобных случаях? Не хотелось бы перекрашивать из-за этого всю машину.
- Различия цвета окраски элементов транспортного средства на уровне "разнотона" в пределах одного и того цвета краски не будут служить основанием к признанию вашего транспортного средства неисправным, и это не явится препятствием для получения разрешения на допуск к участию в дорожном движении.
- На станции Х (на форуме дается полное название станций, но в газете мы их опустим. - Прим. авт.) на тормозном стенде при техосмотре выявили неравномерность торможения задних колес. Соответственно, техосмотр я не прошел. Поехал на СТО N ремонтировать, там ребята продиагностировали, дали распечатку и сказали, что задние тормоза в отличном состоянии и с такими проблемами к ним обращался не я один. На ДС на этой же улице прошел ТО снова без всяких проблем.
Как предъявить претензии к станции Х, ведь получается, что у них неисправный тормозной стенд?
- По данным УП "Белтехосмотр", оба тормозных стенда метрологически проверены в установленном порядке, поэтому нет достаточных оснований утверждать, что стенд на ДС X дает неверные показания.
Кроме того, на показания проверки тормозных систем вашего автомобиля могли оказать влияние различные случайные факторы (влажные шины, нагрев тормозных механизмов и т.п.).
- Не прошел техосмотр, дали отсрочку 20 дней из-за тормозов. Неисправность устранил и попал накануне повторного техосмотра в ДТП. Машину починил только сейчас, завтра собираюсь на ТО. Могут ли меня оштрафовать на самой станции и на сколько?
- На станции штрафовать не будут, оштрафуют сотрудники ГАИ, если остановят.
- Не прошел техосмотр из-за изображения на капоте авто (аэрография). Разъясните, относится ли это к повреждениям окраски кузова? Это не наклейка, а перекрашивать капот удовольствие не из дешевых.
- Согласно п.194.13. Правил дорожного движения, запрещается участие в дорожном движении транспортного средства с внешне видимыми наклейками (изображениями), кроме размещаемых в установленном порядке опознавательных знаков транспортных средств, разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, рекламы, информации о принадлежности транспортного средства соответствующей организации (индивидуальному предпринимателю).
Указанное требование не имеет отношения к требованиям по окраске и повреждениям деталей кузова.
- Почему имеет место дискриминация при прохождении техосмотра с шипованными колесами?
- По нашей информации, ни одна из диагностических линий гостехосмотра не имеет ограничений по проверке автомобилей на ошипованных шинах.
Но стоит отметить: при стендовой проверке тормозных систем имеются случаи повреждения ошипованных шин, что связано с вырыванием шипов при торможении на беговых барабанах. Ряд диагностических станций практикует оформление расписок с владельцами таких транспортных средств о том, что они предупреждены о подобных случаях. Кроме того, практика показывает, что наличие шипов на шинах снижает показатели удельной тормозной силы на стенде приблизительно на 5-10%.
В заключение хотелось бы напомнить отдельные положения по допуску транспортных средств к участию в дорожном движении на ошипованных шинах:
* наличие опознавательного знака "Шипы" согласно п.201.3 Правил дорожного движения; наличие шипов на всех колесах транспортного средства, включая запасное (п.43 Правил эксплуатации автомобильных шин).
Если какая-либо диагностическая станция отказала вам в проведении гостехосмотра на ошипованных шинах, вы можете сообщить об этом УП "Белтехосмотр" на форуме нашего сайта
www.gto.by.
- Инженер-диагност - самый незащищенный человек на станции. Когда начнут платить за вредность? Ведь целый день на морозе и дышишь отработанными газами, ни о какой вентиляции и мысли у руководства не возникает. Нужно подумать о людях!
- Каждая диагностическая станция в обязательном порядке должна иметь заключение Центра эпидемиологии и гигиены о соответствии условий труда на ней установленным требованиям. Если данные требования нарушаются, вы можете обратиться по этому поводу в службу охраны труда вашей организации или указанный центр.
А вообще профессия диагноста не относится к числу профессий с вредными условиями труда.
Перечень диагностических станций г. Минска, имеющих разрешения на проведение гостехосмотра по состоянию на 21 ноября 2006 года
N п/п Название ДС Адрес Категории ТС
1 ГАИ УВД Мингорисполкома пр. Дзержинского, 3а М1, М2, М3, N1, N2, N3, О1, О2, О3, О4, L3, L4, L5
2 АГУ "Белтрансспецавто" ул. К.Либкнехта, 54/35 М1, М2, N1, О1, О2
3 АКУП "Спецкоммунавтотранс" ул. Ванеева, 40 М1, М2, М3, N1, N2, N3, О1, О2, О3, О4
4 ЗАО "АК N3" ул. Ванеева, 29 М1, М2, М3, N1, N2, N3, О1, О2, О3, О4
5 CП ЗАО "Милленниум групп" п/у Колядичи, ул. Бабушкина, 33 М1, М2, М3, N1, N2, N3, О1, О2, О3, О4
6 РУП "Минский тракторный завод" ул. Долгобродская, 29 М1, М2, М3, N1, N2, N3, О1, О2, О3, O4
7 РУП "ГАП N5" п/у Колядичи, ул. Бабушкина, 27 М1, М2, М3, N1, N2, N3, О1, О2, О3, О4, L3, L4, L5
8 КУПП "Минскводоканал" ул. Тростенецкая, 22 М1, М2, М3, N1, N2, N3, О1, О2, L3, L4, L5
9 ОАО "Автотаксосервис" ул. Путейская, 11 М1, М2, N1, О1, О2, L3, L4, L5
10 ОАО "Легавтотранс" ул. Тимирязева, 46 М1, М2, N1, О1, О2, L3, L4, L5
11 ОАО "Минск-Лада" ул. Серова, 1 М1, N1, О1
12 ОАО "Минскторгавтотранс" ул. П. Бровки, 30 М1, М2, N1, N2, О1, О2, L3, L4, L5
13 Ф-л АП N7 4-й пер. Кольцова, 2 М1, М2, М3, N1, N2, N3, О1, О2, О3, О4, L3, L4, L5
14 ООО "Прогрессконтакт" пер. С.Ковалевской, 48 M1, M2, N1, O1, O2, L3, L4, L5
15 ООО "Автосервис и торговля" ул. Брестская, 2 М1, М2
16 ТД "Ждановичи" ул. Тимирязева, 109 М1, М2, N1, О1
17 МОУП "Автопромторгагросервис" ул. Будславская, 19 М1, М2, N1, О1, L3, L4, L5
18 ОДО "Мобилплюс" ул. Ольшевского, 20 М1, М2, М3, N1, N2, N3.О1, О2, О3, O4, L3, L4, L5
19 СООО "Элдиакар" ул. Социалистическая, 26 М1, М2, М3, N1, N2, N3, О1, О2, О3, О4, L3, L4, L5
20 Ф-л "АП N4" ул. Козлова, 22 М1, М2, М3, N1, N2, N3, О1, О2, О3, О4, L3, L4, L5
21 Ф-л "АП N5" ул. Гурского, 15/6 М1, М2, М3, N1, N2, О1, О2, О3
22 Ф-л "АП N6" ул. Машиностроителей, 15 М1, М2, N1, О1, О2, О3
23 УП "АП N2" ул. Маяковского, 115а М1, М2, М3, N1, N2, N3, О1, О2, О3, О4
Обозначение категории транспортных средств.
М1, М2, М3 - ТС для перевозки пассажиров, имеющие помимо места водителя: не более 8 мест для сидения; более 8 мест и макс. массу не более 5 т; более 8 мест и массу более 5 т соответственно.
N1, N2, N3 - ТС, предназначенные для перевозки грузов, максимальная масса которых: не превышает 3,5 т; превышает 3,5 т, но не превышает 12 т; превышает 12 т соответственно.
О1, О2, О3, О4 - прицепы, макс. масса которых: не превышает 0,75 т; более 0,75 т, но не более 3,5 т; более 3,5 т, но не более 10 т; более 10 т соответственно.
L3, L4, L5 - мотоциклы.
Подготовила Марина АЖГИРЕЙ.